Чуркин С.Н. Физическое воспитание

Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
 
Центр детского (юношеского)
технического творчества
Фрунзенского района Санкт-Петербурга

 

Чуркин С.Н. Физическое воспитание

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского (юношеского) технического творчества

Фрунзенского района Санкт-Петербурга  «Мотор»

 

 

 

 

 

 

Роль физического воспитания

в успешном освоении спортивно-технических дисциплин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Автор статьи:

Чуркин Сергей Николаевич

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014

 

 

 

 

 

 

Роль физического воспитания

в успешном освоении спортивно-технических дисциплин.

 

 

Физическая культура и спорт – обширное педагогическое пространство. На уникальные возможности спортивных занятий в воспитании цельной, разносторонней личности обратили внимание ещё великие греки – философы Сократ, Платон, Аристотель и другие, - в трудах которых оформился ещё ранее родившийся идеал калокагатии – гармоничного сочетания духовного и физического совершенства.

Как семь нот являются в музыке основой бесконечного разнообразия, так и семь частей тела (голова, шея, туловище, руки и ноги) – источник бесконечного разнообразия движений. Оно, это разнообразие, определяет осанку, походку, в определённой мере – всю манеру поведения человека. Оно создаёт неповторимую индивидуальность облика, сказывается на развитии, работоспособности, эффективности взаимодействия всех органов и систем тела.

 

 

Психофизиология водителя.

 

Основными психофизиологическими качествами, по которым определяют пригодность к управлению автомобилем (картингом), являются ощущение, восприятие, психомоторная реакция, внимание, эмоционально-волевая реакция, оперативное мышление и специальные личностные факторы:

  • ощущение - отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств (различают ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, двигательные, вибрационные и др.);
  • восприятие - уровень развития органов чувств, точность определения пространственных отношений и временных интервалов, скорость переработки информации;
  • психомоторная реакция - скорость и точность реакции водителя в критических ситуациях, четкая психомоторная координация;
  • внимание - широкий объем и распределение внимания, его быстрая переключаемость и устойчивость, правильная организация внимания при выполнении маневра;
  • эмоционально-волевая реакция - эмоциональная устойчивость, помехоустойчивость, высокий уровень развития волевых качеств (самообладание, решительность, настойчивость);
  • оперативное мышление - быстрота оценки дорожной обстановки и принятия решений, способность к быстрому профессиональному прогнозированию, хорошая оперативная память и ее готовность;
  • личностные факторы - активность и направленность личности, склонность к технике, инициативность, сообразительность, дисциплинированность.

Недостаточное развитие одних психофизиологических особенностей водителя может компенсироваться развитием других и проявляться лишь в сложных дорожных условиях, когда предотвращение аварии и разрядка острой дорожной ситуации зависят от быстроты оценки ситуации, умения применить навыки управления автомобилем (картингом), от скорости и от точности реакции, самообладания, решительности и настойчивости.

 

Опыт и мастерство учащиеся приобретают постепенно, другие же качества характера - чувство ответственности за безопасность других людей, способность сосредоточиться только на управлении автомобилем (картингом), выдержка и восприимчивость к информации - они должны воспитывать в себе с самого начала вождения.

Из основных психофизиологических качеств учащихся особо следует выделить внимательность и быстроту реакции к ответным действиям на воспринятую информацию.

 

 

Внимательность водителя.

 

Внимательность - способность сосредоточить внимание на обнаруженном объекте опасности, сделать его полный обзор и оценить ситуацию. При средних высоких скоростях движения водитель может обозревать десятки объектов, но детально рассмотреть он может только один объект. Водителю важно уметь вовремя сосредоточить свое внимание на основном объекте опасности, который может потребовать принятия срочных мер для предотвращения аварии. При управлении автомобилем (картингом) необходимо постоянно оценивать изменяющиеся дорожные условия и обстановку движения, чтобы своевременно определить новый режим движения.

Внимание водителя может быть различным по напряженности: распределенным или сосредоточенным.

В обычных условиях движения внимание водителя бывает распределенным. Он просматривает всю обстановку на пути следования. Но, обнаружив опасность, водитель концентрирует на ней все свое внимание, которое становится сосредоточенным. Внимательность тесно связана с осмотрительностью.

 

 

Быстрота реакции водителя.

 

Одним из важнейших навыков водителя, обеспечивающих безопасность движения, является быстрота реакции - закономерный ответ организма на внешнее воздействие.

 

Процесс реакции можно подразделить на три фазы:

  • оценка обстановки
  • принятие решения
  • выполнение ответных действий.

Время реакции водителя при управлении автомобилем измеряется коротким промежутком от момента восприятия опасности до начала действий, направленных на ее устранение. Время реакции зависит от вида реакций - сложной, простой и в опасной зоне.

 

При движении автомобиля (картинга), перед водителем могут возникать самые различные препятствия и опасности. Чтобы предотвратить возникшую опасность, водитель должен правильно оценить ее и выбрать наиболее эффективное действие: остановить автомобиль (картинг), объехать объект опасности, проехать мимо него с увеличенной скоростью. Такая оценка в совокупности и выбор способа действия представляют собой сложную реакцию.

 

Время сложной реакции водителя - с момента появления перед водителем опасности (или препятствий) до ответа на него действием, которое заранее не определил и к выполнению которого не был подготовлен, - составляет 0,8 с, а при испуге, нездоровье, усталости - 1 с и более.

 

Простые, заранее определенные действия водителя в ответ на какую-либо опасность или препятствие называются простой реакцией.

Водитель может и должен всегда стремиться перевести сложную реакцию в простую. Однако, несмотря на то, что простая реакция быстрее, чем сложная, ее время (0,4...0,6 с) все-таки значительно, так как включает в себя и время на мышечное движение водителя - перенос правой ноги с педали газа (дроссельной заслонки) на педаль тормоза.

 

Реакция в опасной зоне занимает особое место. Она протекает с момента появления перед водителем какой-либо опасности (или препятствия), к восприятию которой водитель заблаговременно подготовился, до ответа на них простым, заранее определенным действием, к совершению которого водитель уже подготовлен. В чем заключается подготовка? В том, что водитель, определив место возможного появления опасности (или препятствия), заранее готовится к ее предотвращению. Поскольку такие действия водитель выполняет на подъезде к возможному месту опасности, то это время (0,2...0,3 с) называется временем реакции в опасной зоне. Реакция в опасной зоне предусматривает заблаговременную подготовку к восприятию и действию.          

                                             

Путь, проходимый автомобилем за время различных видов реакций водителя при скорости 36 км/ч, показан на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1. Путь автомобиля, пройденный за время различных видов реакции водителя.

 

 

Физическая подготовка водителя.

 

Важнейшим условием успешного освоения программы обучения учащимися учебного центра является их физическая подготовка. Известно, что занятие любым видом спорта положительно влияет на организм человека. Для водителей наиболее благоприятны гимнастика, спортивные игры, лыжи, плавание, легкая атлетика. Занятия физической культурой способствуют развитию основных качеств, полезных в овладении навыками вождения автомобиля (картинга). Занятия такими видами спорта, как настольный теннис, большой теннис, стрельба, помогут учащимся улучшить периферическое и центральное зрение, повысить его остроту.

 

Перед тем как приступить к управлению автомобилем (картингом), полезно выполнить сложные упражнения на координацию, возбуждающие нервные центры, непосредственно управляющие важными функциями. Систематические занятия гимнастикой способствуют укреплению здоровья и улучшению координации движений.

 

При выполнении физических упражнений нужно помнить, что малая нагрузка не оказывает никакого влияния на организм, большая оказывает чрезмерное воздействие и приносит вред. Благоприятный эффект достигается только при нагрузке средней величины. Достаточно объективным показателем для определения степени нагрузки является пульс. При средней нагрузке частота пульса возрастает на 30 %. (Так, при частоте пульса в состоянии покоя 70 ударов в 1 мин. число ударов после упражнений средней нагрузки составит 70 + 21 = 91 уд.)

 

Двигательное действие, в каких бы условиях оно ни совершалось, в той или иной степени связано с проявлением силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости. Это и есть те основные двигательные качества, совершенствование которых позволяет эффективно выполнять любой вид профессиональной работы. (Согласно данным исследований, такое двигательное (физическое) качество, как сила, требуется в 40% профессий, быстрота – в 58%, выносливость – в 64%, координация движений – в 78%, вестибулярная устойчивость – в 98%, память – в 52%, внимание – в 91%, мышление – в 65% профессий).

Целесообразно выделить и такие специфические для ряда профессий физические качества, как способность к произвольному расслаблению мышц, ритмичность, точность.

 

Отдельную группу способностей, необходимых человеку в современных условиях, составляют умения дифференцировать движения во времени и пространстве, напрягать и расслаблять мышечные группы.

 

Хорошо развитые двигательные качества нужны не только спортсменам. Как баскетболист не сможет произвести точный бросок, если он не обладает определённой силой, ловкостью, гибкостью, так и водитель автомобиля не сумеет своевременно остановиться перед препятствием или выполнить манёвр объехать его без достаточной двигательной подготовки.

Важнейшую роль в процессе профессиональной двигательной подготовки играет воспитание физических качеств и способностей, необходимых в трудовых и жизненных ситуациях. Основа профессиональной подготовки – общая физическая подготовка (ОФП), которая направлена на повышение резервных возможностей организма, развитие двигательных качеств, овладение двигательными навыками, которые являются предпосылкой успешного выполнения различной работы.

 

 

Дата последнего обновления страницы 17.05.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения